Трезвость – естественное состояние человека, который, тем не менее, стремится получить приятные ощущения при помощи алкоголя. Опьянение не является жизненной необходимостью или нормой, поэтому с древних времен с пьянством боролись.
Так как основным оплотом нравственности и соблюдения моральных норм в истории разных народов, как правило, выступали религиозные организации, то многие века именно жрецы или священники были главными борцами против пьянства, в том числе.
Человек в состоянии опьянения неадекватно воспринимает реальность и может действовать самым отвратительным образом. Поэтому, если в некоторых, даже религиозных практиках, «расширение сознания» иногда используется, то одурманивание в быту практически ни у кого не вызывало положительную реакцию.
Злоупотребление алкоголем – это болезни, позор, асоциальное поведение, оглупление и преступления. Поэтому уже в древние времена сформировались два основных подхода к борьбе с пьянством: преследование пьяниц и пропаганда трезвого образа жизни.
Оба метода могли применяться и вместе, и по отдельности, но все запреты и воспитательные мероприятия условно можно разделить на религиозные, юридические, медицинские и собственно воспитательные (педагогические). И так было в истории, и так существует до сих пор.
Это может показаться неожиданным, но именно религиозные запреты являются самыми действенными в борьбе с пьянством, что показывает вся многовековая история человечества.
Из трех мировых религий, самых распространенных в мире, две – ислам и буддизм – прямо запрещают употребление алкоголя в любых количествах. В христианстве сложилась ситуация, когда винопитие считается источником безнравственности, насилия, бедности и других негативных явлений, однако даже многие главные ритуалы, таинства, предполагают употребление вина.
Правда, многие исследователи, особенно церковные, подчеркивают, что в древности вином называли не те напитки, которые мы называет так сейчас, и уж тем более не водку или бренди, а слабоалкогольный фактически виноградный сок, который к тому же сильно разбавлялся водой.
Также примечательно, что пьянство как грех в самой Библии осуждается десятки раз – и в Новом, и в Ветхом завете. А вот трезвость пророков и обычных людей всячески восхваляется и ставится в пример.
В современном христианстве существует три основные точки зрения на вино: от принятия его как Божьего дара до полного запрета как не имеющего ничего общего с первоначальным древним напитком. Нужно отметить, что современные православные священники – трезвенники в очень небольшом проценте от их общего количества.
Одна из древнейших крупных религий – индуизм, где прямо не запрещается употребления алкоголизма. Но люди воспитываются в соответствии с принципами здорового образа жизни и бережного отношения к своему телу и душе, поэтому в Индии, например, трезвость – «это прежде всего норма».
В буддизме запрет пьянства и вообще употребления вига – одна из пяти главных составляющих морально-этических норм этой религии. То же самое касается ислама, который отличается от «однокоренного» христианства конкретикой норм, а не общими этическими принципами.
Ученые подсчитали, что из известных религий 416 строго ограничивают или прямо запрещают употребление алкоголя! Особо заметна тенденция к трезвости в относительно новых религиях и конфессиях.
Примечательно, что проблем с пьянством практически нет только в тех странах, где титульная религия категорически запрещает пить вино. Там, где применяются только ограничения, всегда существует большое количество «мирян», которые с удовольствием пользуются оставшимися допущениями и лазейками в правилах.
Юридические мероприятия по борьбе с пьянством, как правило, являются регуляторами распространения алкоголя, а также наказания за поведение, вызванного пьянством.
Еще в Древнем Египте позорное наказание было обычной практикой по отношению к пьяницам. Запрет на пьянство законодательно был закреплен в Китае около 4300 лет назад, затем этот опыт перенимали в Японии и Индии.
В Средиземноморье, в Древней Греции и Риме, крайне отрицательно относились к пьянству государственных служащих, которых могли даже казнить за это. Римляне не пили до 30 лет, а женщины в разные периоды истории вообще никогда.
500-700 лет назад в Западной Европе строго регламентировали посещение питейных заведений в рабочие дни, а пьяниц публично наказывали. С развитием капитализма и удешевлением крепкого алкоголя включились экономические методы борьбы с пьянством, запреты на торговлю, повышенные налоги и многое другое – потому что распространение алкоголизма начало принимать угрожающие размеры, особенно на Севере.
Интересный факт: в Швеции производить спиртные напитки может сегодня только государство. Продаются они на окраине населенных пунктов и в соответствии со строгими правилами. Кроме того, даже рестораны без разговоров лишаются лицензии, если кто-то увидит их посетителей в пьяном виде («доведение клиента до опьянения»).
Медицина первая подробно описала последствия алкоголизма и предложила медикаментозные методы борьбы с пьянством. Всё начиналось с заговоров и снадобий, а закончилось на рубеже 19-20 веков специализированными лечебницами.
Бурные 1950-е годы вызвали небывалый всплеск алкоголизма в цивилизованном мире. Это повлияло на развитие научных исследований и организацию государственных органов, призванных бороться с алкоголизмом и пьянством.
Здесь уж объединялись все возможные методы – от привлечения церковных представителей и создания специальных долгосрочных программ до принудительного лечения в клиниках.
Грустно, но статистика медицинского избавления от алкоголизма в мире очень скромная – порядка 2-5 процентов. В связке с психологами доля излечившихся пьяниц, как и наркоманов или курильщиков, незначительно увеличивается.
Не надо быть гением, чтобы понять – медицина борется с «симптомами», а не с причинами болезни, поэтому никогда не выйдет на уровень значительного оздоровления общества в целом.
Педагогика применялась в воспитании трезвого образа жизни с древних времен. Широко известен пример из Древней Греции, когда в школе Платона ученикам показывали, как ведет себя специально напоенный вином раб. Откроем Гомера – в «Илиаде» и «Одиссеи» ярко показано негативное отношение к пьяницам и последствиям пьянства.
Большинство поучительных книг пропагандируют трезвость, в русских «Стоглаве» и «Домострое» крайне отрицательно отзываются их авторы о пьянстве, да и других грехах, связанных с чрезмерным употреблением чего-либо.
Классики литературы, от Шекспира до Толстого, нередко высмеивали пьяниц и даже вне книг призывали отказаться от алкоголя.
Существует большое количество специальных журналов, в которых печатаются исследования о вреде алкоголя и рассказывается о преимуществах трезвой жизни. Трезвость пытаются преподавать в школе чуть ли не с младших классов.
Но, несмотря на правильность самой идеи воспитания, только педагогические методы не дадут эффективного результата. Если бы педагогика была такой всесильной, то у нас и преступников бы давно не было, не правда ли?
Как мы видим все методы борьбы с пьянством и алкоголем вообще – не идеальны и имеют свои ограничения. Особенно эффективен полный религиозно-моральный запрет употребления вина. Но это практически невозможно в современном западном обществе. Однако комплексное применение юридических, педагогических и медицинских, например, мер способно очень убедительно бороться за трезвость нашего общества.
Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы: иногда при просмотре кадров известного фильма замечаешь интересные детали – например, на груди одного из героев фильма о приключениях Шурика на стройке написано «Хочу на Луну» и нарисована ракета.
Дата поста: 03.12.2014 10:38